Критерии готовности ребенка к обучению в школе
01.09.2019
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать: состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;знаки +, -,=, >, <;название текущего месяца, последовательность дней недели. Он должен уметь: называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться знаками арифметических действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера; делить круг, квадрат на 2 и 4 части; ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь: строить сложные предложения разных видов; составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; составлять предложения из 3-4 слов; членить простые предложения на слова; членить слова на слоги (части);различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
В области представлений об окружающем мире: уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; иметь представление о сезонных явлениях природы; знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:·учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);·умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);·умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:·развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);·пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);·координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);·развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);·развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);·развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
- Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
- Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
- Умение отвечать на вопросы и задавать их;
- Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
- Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
- Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
В книгах Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басова "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер "Готов ли Ваш ребенок к школе". Москва, 1994 представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.
Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:·работа с конструкторами разного типа;·работа с ножницами, пластилином;·рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Работать с этим Вам помогут следующие книги:·"Подготовка к школе". (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993 г.);·Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996 г.;·Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Мышление, моторика);·Тесты "Готов ли Ваш ребенок к школе?" (Окружающий мир)· Л.Ф. Тихомирова. "Развитие познавательных способностей детей". Ярославль, 1996 г.;·Л.В. Черелюшкина. "Развитие памяти детей". Ярославль, 1996 г.;·Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. "Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться". Москва, 1994 г.
Вы хотите лучше понять особенности своего ребенка?
Попытайтесь ответить себе на следующие вопросы:*Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?*Есть ли у ребенка друзья?*Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?*Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?*Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.11.2019
Дата обновления: 05.11.2019
Дата публикации: 01.09.2019